?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Принято считать, что основные проблемы российского туризма таковы: отсутствие качественных отелей, слабый сервис, высокая цена.  Верно только последнее. У нас достаточно классных отелей, но они загружены на 30-50% в среднем по году. Причина проста: до них трудно и дорого добираться.

Высокая стоимость проезда и перелетов по России делает внутренний туризм недоступным для массового туриста.  Сегодня 3 ноября, стоимость перелета из Москвы в Анапу 6200, в Иркутск-10900 рублей. Для сравнения: Нью-Йорк - Майями -4000рублей. (Минимальные тарифы в одну сторону в этот день).

Доля транспортных расходов в стоимости путевки чрезвычайно высока и составляет 30-60% в зависимости от города вылета или выезда .Если взять летнюю поездку из Москвы  в Сочи, то в этом году туристы платили около 10500 в неделю за размещение и питание и около 11000 за перелет в оба конца. Цены на жд не намного ниже, а зачастую выше, если это поездка в купе.

В последние годы растет поток туристов к морю на личных авто, но  его сдерживает слабая придорожная инфраструктура, даже на основных магистралях, неразвитость дорожной сети в целом, проблемы безопасности по дороге. Отсутствие парковок в курортных городах создает проблемы, как жителям курортных городов, так и отдыхающим, ухудшает экологию и внешний вид туристических центров. Так 45% посетителей Суздаля, где авто-основной транспорт, отмечают проблемы с парковкой. Машины бросают где попало, город похож на перехватывающую парковку.

Сочи- наша туристическая  звезда -самый труднодоступный город для автотуристов. Дорога Туапсе-Адлер труднопроходима летом, средняя скорость здесь 15-20 км в час. Вероятно, после завершения строительства олимпийских объектов ситуация улучшится. Ждем...

Последствия:

-снижение спроса на отдых в России

-локализация турпотоков (например, на Байкале 95%- местные туристы, Москва-5-7% прибытий)

Что делать?

Короткая историческая справка.

Пляжный туризм зародившийся в Англии в 18 веке пережил четыре волны роста, обеспеченных новым видом транспорта, каждый- в свое время. Поезда начала 19 века впервые позволили массово и недорого добираться на побережье для отдыха. Их сменили в начале двадцатого века личные автомобили, и туристы захватили сотни километров побережья, оторвавшись от жд станций. Третья волна, после второй мировой войны –это большие самолеты, позволяющие пересекать океан и сделавшие всю планету зоной отдыха, и четвертая волна-начало 21 века лоу-кост  перевозчики, позволяющие летать недорого даже студентам . 

Я думаю, что Россия, конечно же, не вернется в 19 век и наше будущее- это автомобили и самолеты. 

Начнем с самолетов.

-Необходимо ограничение стоимости услуг авиаперевозчиков на ключевых маршрутах, либо дотирование авиабилетов (по аналогии с программой для жителей дальнего востока). По нашим оценкам, рубль, вложенный в  дотирование перевозки , например, в Сочи, позволит собрать 1,5-2 рубля в виде налогов с организаций, обслуживающих туристов в поездке. Дело выгодное.В 2011 году Краснодарский Край принял менее 900 тыс туристов по воздуху. Объем поддержки не так велик- до 1 млрд рублей. Нам говорят, что это должны делать туроператоры- обеспечить дешевый перелет. Был такой оператор. Видимо надорвался…. Не выжили и пионеры лоу-коста- "СкайЭкспресс" и "Авианова", а начинали неплохо. 

-развитие сети региональных аэропортов. Из из 1300 региональных аэропортов работает 380. В Сочи летают не более 30.(В США более 5000 аэропортов). Это позволит повысить конкуренцию авиаперевозок и снизить стоимость за счет прямых перелетов.)
-О создании лоу-кост перевозчика заговорили уже в правительстве и в "Аэрофлоте." Это дает надежду...

Несколько слов про автопутешествия. На сегодня это- самый быстрорастущий сегмент туристических поездок. По нашим оценкам, поток автотуристов в Анапу, например, рос на 25-30% ежегодно в последние 5 лет.
Чего хочет такой турист- понятно: быстро доехать, поесть и поспать в мотеле по дороге недорого, запарковаться в городе-курорте, и разместиться гостинце, кемпинге. В той же Америке с ее тысячами аэропортов до 80% внутренних турпоездок совершается на автомобиле.   Вот это и нужно делать. В России есть федеральная целевая программа «Развитие транспортной системы России» 2010-2015, но она слишком общая и не привязана к нуждам туризма.  Хотелось бы в нашей новой программе развития внутреннего туризма увидеть роль транспорта .

Вообще, свои надежды я связываю с  автомобилем. Нас спасет только автомобиль. Я думаю, это будет желтая "Лада-калина", летящая куда-то на юг по свежему асфальту.... 

 untitled