?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Интервью для "Русского Репортера" http://www.rusrep.ru/article/2013/03/13/turizm/

О том, что действительно мешает развитию внутреннего туризма, а какие проблемы лишь миф, «РР» рассказал Сергей Ромашкин, генеральный директор компании «Дельфин», одного из крупнейших туроператоров внутреннего туризма


По официальным данным, внутренний туризм каждый год растет на 8–10%. Так ли это?

Достоверной статистики нет. По нашим законам туристом считается любой человек, который переночевал в чужом городе хотя бы одну ночь. Это позволяет записать в туристы всех строителей олимпийских объектов в Сочи. С другой стороны, люди приехали с экскурсией в Ярославль на день без ночевки — они не туристы.

Наиболее честными мы, как бизнесмены, считаем данные социологических опросов. Они показывают, что роста нет. Черноморское побережье не растет, другие российские направления тоже. Растет лишь «деловой т­уризм», когда человек приехал в командировку в Москву, днем отсидел в офисе «Газпрома», а вечером пошел в театр или музей.

Что тормозит рост? Много говорят о высокой стоимости авиабилетов…

Это правда, хотя тема немного избитая. Слетать в Сочи и обратно из Москвы стоит 9–10 тысяч р­ублей. Из Нью-Йорка в Майами и обратно — 6,5 тысячи. Притом что там расстояние на 500 км больше. Принято считать, что Байкал — это «туристическая жемчужина», но когда я говорю, что в сезон из Москвы на Байкал летают всего 10 тысяч человек, мне просто никто не верит. Самолет туда и обратно стоит 22–25 тысяч рублей, а сам тур — 5–10 тысяч. Мы говорим об этом последние 20 лет: с властями, c перевозчиками, но разговор этот перспектив не имеет, потому что в России в принципе сейчас нет экономических условий для дешевых перелетов.

Были два лоукостера — «Авианова» и Sky Express, которые в тот же Сочи летали за пять тысяч. Сейчас они банкроты. Ничего плохого не хочу сказать про большие компании, но они явно не были заинтересованы в том, чтобы рядом с десятитысячными рейсами кто-то возил людей за пять.

Рынки локализуются в пределах транспортной доступности. Байкал на 99% заполняется людьми, которые живут вокруг Байкала. Они приезжают туда на выходные. Редко-редко там встретишь чудака из Москвы или Японии.

Еще одна проблема, о которой много говорят, — отсутствие туристической инфраструктуры…

Это тоже такое избитое слово. Часто туристы спрашивают: «А какая там инфраструктура?» А что они под этим понимают, непонятно. Кинотеатр на берегу Байкала?

В России есть достаточное количество отелей мировых марок. И дорогих, и дешевых. Вышел в город — в туристических центрах есть рестораны, фастфуд. Еще пять лет назад, если вы заказывали в Сочи чашку кофе, у них не возникало вопроса, что вам нести, — всегда приносили растворимый. Сейчас все на уровне, и у вас спросят, принести вам эспрессо или капучино. Я сам часто езжу, и вопрос о том, где хорошо и недорого поесть, уже не стоит.

Мне кажется, претензии есть к качеству сервиса.

Я это тоже отношу к мифам. Многие люди десятилетиями не бывают на наших курортах и опираются в своих суждениях на впечатления, полученные давным-давно. Прямо на наших глазах уходило старое поколение управляющих, директоров, горничных, официантов и поваров, и пришло новое поколение. Действительно произошла смена ментальности.

За счет чего может вырасти внутренний туризм?

80% туристов — это те, кто хочет на пляже отдохнуть от работы. Еще по 10% — семейный туризм, где кроме пляжа еще какие-то развлекательные и познавательные программы, и экскурсионный — Золотое кольцо, тот же Байкал. «Адреналиновых туристов» — горные лыжи, маунтинбайк и прочее, — по нашим оценкам, всего 1%.

Поэтому, как бы мы ни хотели «перекосить» публику в экскурсионный туризм, мы должны помнить, что таких туристов всего 10%. Как бы мы ни хотели развивать горные лыжи, мы должны помнить, что таких людей среди туристов 1%. И этот процент «размазывается» по Кавказу, Альпам и забирается куда-нибудь в Колорадо. Поэтому, когда чиновники говорят о миллионах потенциальных горнолыжников на Кавказе, — это миф, блеф и неправда.