?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Основная масса наших «внутренних» туристов традиционно стремиться к морю. С каким настроением операторы открывают сезон, и что происходит на наших главных направлениях в интервью с директором турфирмы «Дельфин» Сергеем Ромашкиным.

Сезон-2011 стартовал – какие ваши прогнозы?

«Будет ли спрос?» - это основной вопрос и стратегический момент для туроператора. Наш бизнес - это оптовая структура, большой виртуальный магазин, и уже в январе мы должны решить, сколько «товара» мы завезем и «выставим на полки». Если мы сильно ошибемся, то наш товар «сгорит», а  наши партнеры – отели – в нас разочаруются и сами окажутся в сложном финансовом положении, как и мы. Поэтому всю зиму мы анализируем ситуацию на нашем рынке, а также смотрим на смежные рынки. На мой взгляд, хорошим ориентиром для туротрасли является рынок продаж автомобилей. И новый автомобиль, и туристическая поездка – это синонимы финансовой стабильности. Продажи автомобилей начинаются раньше наших - зимой, так что цифры, которые показывают «автомобилисты» помогают нам делать прогнозы на лето. В первом квартале этого года спрос на иномарки вырос по разным источникам от 30 до70%. Таким образом, мы ожидаем, что туристический рынок продолжит восстанавливаться и будет лучше, чем сезон 2010 года. Чтобы не рисковать, мы закладываем рост потока на 10%. Но есть оптимистичное предположение, что в этом году показатели смогут приблизиться к докризисным и даже превзойти их.

 Что сейчас происходит в Краснодарском крае? Как олимпийское строительство отразится на туристическом сезоне?

Ситуация здесь неоднозначная. С одной стороны люди стали позитивно воспринимать Сочи, потому что там ведется стройка интересных и почти исторических объектов. С другой стороны, туристы  беспокоятся, что их гостиницы будут находиться неподалеку от строек. Отпугивает и транспортная напряженность. Почему бы на официальном сайте Сочи не повесить карту с расположением строительных объектов и схемой транспортных потоков? Непонятно, почему местные власти этим до сих пор не озаботились.  Некоторые люди боятся ехать, но мы, в данной ситуации могли бы сохранить часть туристов. Нам часто приходится слышать от чиновников, что туроператоры якобы настроены против Сочи и намеренно загоняют туристов в Анапу и Геленджик. Это, конечно, неправда. Нам отлично известны районы, в которых вообще нет строительства и куда можно смело отправлять людей. Это значительная часть Адлера, Хоста, центр Сочи, Дагомыс, Лазаревское.

Для нас несомненно, что в перспективе 3-5 лет Олимпиада вызовет значительный рост турпотока в Сочи, но пока это влияние неоднозначно. 

В пользу каких направлений переориентировались потоки из Сочи?

В первую очередь в Анапу, Геленджик, Лазаревский район и Туапсе. Ну и конечно, Абхазия. До 2008 года туристы побаивались туда ездить, но сейчас, когда политическая ситуация стабилизировалась, Абхазия снова открылась для наших туристов и имеет успех.

Интерес к этой стране велик и мы ждем успешного сезона, если не помешают внешние факторы.  В этом году будут сложности в связи с закрытием пешеходной границы, остался один автомобильно-пешеходный переход. Туроператоры очень заинтересованы в упрощении и ускорении перехода, но нам пришлось столкнуться и с противодействием. Очевидно, есть и те, кто не заинтересован в  прозрачной и быстрой границе. Причины, думаю, понятны.

Мы надеемся, что будет запущена электричка, которая возьмет часть потока с этого перехода на себя. Железная дорога, по которой раньше опасно было передвигаться, сегодня на 90% реконструирована. Сейчас активно обсуждаются новые морские пути до Абхазии. По морю туда можно добраться из Сочи, там есть порт, и система контроля пассажиров. Однако, ехать из Адлера в Сочи, чтобы сесть на катамаран - крайне неудобно.В общем, идей много, надо работать… 

Что с перевозкой в Сочи? 

Это постоянная головная боль.Мы продаем путевки в 500 городах, а реально прилететь в Сочи можно только из 20. Подавляющее большинство рейсов из Москвы. Как же должны добираться остальные? Они вынуждены ехать с пересадками на поездах или вообще своим ходом самыми сложными путями. 

По нашим последним подсчетам, доля туристов, приезжающих в Анапу и Туапсе на личных автомобилях составляет 30%. В Сочи их только 4%. И это не только потому, что в Сочи есть аэропорт. Очень часто у туристов, путешествующих на автомобиле, нет стимула ехать дальше Анапы, так как до Сочи нужно пробиваться через очень сложный узкий участок дороги на трассе Туапсе-Лазаревское. Иногда машины стоят здесь в пробках по 9 часов. «Дверь» в Сочи стала узкой для автомобилистов, самолет по-прежнему очень дорог, поезда из центральной части (не говоря уже про отдаленные регионы), идут долго и всегда забиты. 

Почему в Сочи не летают чартерные рейсы?  

Доступ к Сочи значительно затруднен из-за отсутствия региональной авиации. . В Советском Союзе было 1300 таких аэропортов, а сейчас работает 250-300. Надо восстановить хотя бы 500 аэропортов, из которых 100 совершало бы перелеты в Сочи, и это реально поможет. Но это -сложная комплексная проблема, поэтому  дорогой тоже надо заниматься. Следующий пункт – ценовое регулирование. Это смешно, что цены на дальнемагистральные перелеты вроде Юго-Восточной Азии ниже, чем в Сочи.Нам представляется, что здесь уместно и ограничение цен перевозчиков и дотирование перевозки для каких-то категорий туристов.Что же касается чартеров, то их ставить на сочинское направление просто не выгодно. Они все равно не будут окупаться так, как чартерные программы в Турции или Испании. Из региональных аэропортов, откуда не летают «регулярщики», большие борта в Сочи не отправишь, а маленьких и экономичных самолетов у нас попросту нет.

 Что с ценами на гостиницы?  

Отели были готовы удержать цены на уровне прошлого летнего сезона. Тем не менее, цены на 5-7% сдвинулись.  Но причины- не в жадности хотельеров. Это произошло, из-за скачкообразного роста цен на продукты питания. В частности, по словам многих директоров отелей, продуктовый набор (продукты питания на 1 день на 1 туриста, ред..) без подготовки и обработки, подорожал на 30-40%. Но в целом рост цены на 5-7% - это неплохо, это ниже, чем 9% общего уровня инфляции. А ведь бывало и наоборот, и цены тогда поднимались до 20%. После кризиса отели в вопросах управления продажами стали больше ориентироваться на туроператоров. Раньше хотельерам казалось, что продать на этом рынке можно все что угодно и правила диктует только продавец. Кризис ситуацию изменил. Теперь правила диктует покупатель. Поэтому количество консультаций, которые мы проводим с отелями, вырос в разы. Теперь мы чаще устраиваем совместные акции (вроде бесплатного проживания детей) и согласовываем снижение цен. 

Среди туристов бытует мнение, что покупать путевку напрямую, минуя услуги туроператоров, дешевле…

Сейчас уже нет. В  этом году и тем более в следующем разницы между ценами туроператоров и отелей не будет вообще. Нам постепенно удается убедить хотельеров делать для нас более значительные скидки. Ведь от этого напрямую зависят цены на наши услуги. Пять лет назад отели давали нам скидку в 10%. И это считалось хорошим вознаграждением. За эти годы мы смогли до них донести, что работаем еще и с агентами, которым мы, в свою очередь,  тоже должны давать скидку. Хотельеры в этом случае предлагали нам поднять цены на 10% и оставлять выручку себе, что все и делали. Вот тогда туристы и заметили, что цены в отелях и у туроператоров серьезно отличаются. Мы обратили внимание на падение спроса и начали переговоры с отелями, чтобы убедить их делать скидки 15-20%. Это важно для того, чтобы был запас по снижению цен, для управления продажами. Почти все хотельеры с нами согласились, и в 2012 году цены повсюду будут одинаковые. Туристы, конечно, еще долго будут не доверять нам, но рано или поздно, они убедятся, что туроператоры продают путевки за те же деньги, плюс дополнительный сервис, ассортимент, быстрота обслуживания, гарантии, поддержка на курорте. 

Почему на курортах Краснодарского края до сих пор нет отельного сервиса, сравнимого по качеству, к примеру, с турецкими? 

На мой взгляд, сервис с каждым годом становится лучше. В современных гостиницах почти не осталось служащих, которые занимались обслуживанием туристов при "советской власти". Подготовлены тысячи современных менеджеров по гостиничному хозяйству. Владельцы отелей заинтересованы в том, чтобы туристы к ним возвращались. И мы отмечаем, что количество претензий значительно уменьшилось в последние лет пять. Нужно отметить, что и городская среда курортов изменилась кардинально. Набережная в том же Геленджике совершенно европейского вида. Часто, проблемы возникают тогда, когда уровень отеля не соответствует уровню доходов клиента. Иногда и сами туроператоры ошибаются, например, не успевая следить за сочинскими стройками. Если раньше бытовало мнение, что в Краснодарский край едут только «невыездные» и неблагополучные туристы, то теперь это абсолютно не так. Сейчас для многих людей путешествие по России - это осознанный выбор обеспеченных людей с загранпаспортом в кармане.
Журналисты любят сравнивать цены на турецкие «пятерки» с российскими. Но здесь надо понимать, что пятизвездочных отелей в Сочи всего два и в одном из них 50 номеров. Это фактически «бутик-отель» и всем ясно, что эксклюзивная цена не может быть такой же, как и на крупном рынке. В Турции пятерок сотни, и они недороги, но я не убежден, что в Европе эти отели получили бы свои «звезды». Такие сравнения не всегда корректны. Я бы сказал так: VIP отдых в России дороже чем в Турции. Но ведь мы Европа. Правда? :) Однако  средний и дешевый сегмент отдыха дешевле, чем за рубежом, если брать проживание и питание. Сегодня стоимость тура в Краснодарском крае – примерно 1200 рублей в сутки с трехразовым питанием (примерно 40 долларов). 

А как обстоят дела на Крымском берегу?

 Крым не избежал падения в кризис, но восстановление потока идет очень быстро. Кроме того, последние годы правления Ющенко сопровождались охлаждением отношений между Россией и Украиной. Со стороны украинцев чувствовалось отторжение, и нашим туристам это не нравилось. Но после прихода к власти Виктора Януковича атмосфера абсолютно изменилась. На границе, в гостиницах, на улице – люди стали гораздо приветливее. Это, конечно, сказалось на турпотоке, и его рост в прошлом году составил 25%. Это особенно существенно, если учесть, что поток туристов в Краснодарский край увеличился всего на 10-12%. Поэтому перспективы роста в этом году очень хорошие. 

Порадовал Крым и ценами. Еще в прошлом году цены здесь были ниже, чем на аналогичные объекты Краснодарского края (без учета стоимости проезда). И в этом году у нас есть еще хорошие новости для туристов: из-за того, что гривна начала свое снижение по отношению к рублю, рост цен, который заложили отели - 10%, съеден изменением курсовой разницы. Поэтому рублевые цены на Крым не выросли. 

Как здесь обстоят дела с перевозкой?

К сожалению, туда еще меньше рейсов, чем в Сочи. Но на Украине есть и свои авиакомпании, которые этим озабочены, так как российские туристы приносят им половину прибыли. Думаю, что здесь в ближайшие годы будут улучшения. В Крыму работает два аэропорта.  Еще один большой плюс для этого региона – новая команда, которая пришла в правительство Крыма в этом году.  Сейчас туристической отраслью управляют очень профессиональные люди, которые относятся к развитию туризма в регионе как к стратегической задаче. Сейчас создается целая программа по продвижению Крыма, изучаются рынки. Недавно руководство министерства по туризму встречалось в Москве с операторами на предмет межсезонной загрузки Крыма. Предлагаются преференции авиакомпаниям, которые готовы летать именно в это время. Например, снижение сборов в аэропорту Симферополя. Местные власти сформулировали ясную концепцию: Крым-это туристический регион , работающий для туристов, половина из которых – россияне. Крым реально получил деньги на развитие и его бюджет в этом году в три раза больше, чем он был при Ющенко, который рассматривал Крым как сельскохозяйственный регион. 

Почему бы российским властям также не взяться за Краснодарский край? Ведь есть федеральная программа по продвижению региона…

Инициативы и программы, конечно, есть. Но пока они работают не так эффективно, как могли бы. Наш диалог с администрацией края идет постоянно, но не всегда приносит конкретные плоды. В частности, мы предлагали чиновникам отказаться от продвижения края в целом и сосредоточиться на продвижении городов-курортов. То есть взять хотя бы три крупных курорта – Сочи, Анапа, Геленджик - и попытаться продвинуть их по отдельности. Когда люди приходят в турагентства, они не говорят, что хотят поехать в Краснодарский край. Им нужна конкретика: Анапа, Сочи… Курорты очень разные, разная аудитория, цели поездки… С точки зрения маркетинга было бы грамотнее продвигать курорты дифференцировано, с учетом региональных отличий. Но это предложение было отклонено, под предлогом, что это только распылит рекламный бюджет. Он составляет в этом году примерно 4-5 млн. долларов. Крым получил на развитие межсезонья 1 млн.

В тоже время нам понятно, что олимпийская стройка – важнейшая задача для края и , возможно, администрации пока просто не хватает внимания на маркетинг туризма. Думаю, после завершения игр эта задача снова будет первоочередной.
http://www.tourinfo.ru/interview/36905/


Comments