?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

"Ряд городов уже не справляется с сумасшедшим наплывом путешественников. Чтобы привлечь туристов побогаче и избавиться от толп на улицах, популярные туристические направления испробовали как инновационные, так и репрессивные меры, но этого все равно мало.
Туристический сезон только начался, но европейские города уже трещат по швам от наплыва путешественников.



В конце мая сотрудники Лувра устроили однодневную забастовку — они жаловались, что не справляются со все разрастающимися и довольно настойчивыми толпами посетителей. Центр хорватского Дубровника, засветившийся в «Игре престолов», физически не может вместить более 8 тыс. человек единовременно. Но за три первых месяца поток устремившихся туда туристов вырос на 53% по сравнению с тем же периодом прошлого года — до 101,3 тыс. человек. Не помогло даже ограничение на швартовку круизных лайнеров.

Путешествия стали почти такими же доступными, как фастфуд. А количество поездок, совершенных путешественниками по всему миру, достигло отметки 1,4 млрд посещений в прошлом году — на два года раньше, чем прогнозировала Всемирная туристская организация. Половина этих поездок пришлась на Европу — рост по сравнению с 2017 годом составил 6%. Например, в 1995 году люди совершали всего 525 млн поездок.

Многие путешественники, конечно, рады, что цены на авиаперелеты снизились, лоукостеров стало больше, сервисы вроде Airbnb и Booking.com полностью изменили ситуацию со средствами размещения, а мобильные устройства с точными картами теперь можно использовать почти везде. Можно также порадоваться за ретейлеров, отельеров, владельцев музеев и всех тех, кто зарабатывает на туристах. Евросоюзу достается чуть меньше трети денег туристов со всего мира, в 2016 году путешественники потратили в странах ЕС €342 млрд — на €27 млрд больше, чем жители ЕС оставили во время путешествий в странах за пределами Европы.

Не хотелось бы, чтобы все, кто зарабатывает на путешествиях, лишились средств к существованию. А если туризм снова превратится в привилегию богатых, как это было в «золотой век авиации» в середине прошлого столетия, то в этом тоже мало хорошего. Да и местным жителям, которые винят туристов в росте цен и других своих неприятностях, тоже не всегда можно посочувствовать. На это есть две причины. Во-первых, вряд ли страдающие местные жители сами никуда не ездят и не превращаются в тех самых ненавистных им же туристов. Во-вторых, доходы от туризма, как правило, идут на развитие инфраструктуры городов. Так что зачастую местные жители просто не отдают себе отчет в том, от чего они хотят отказаться.

Но возникает вопрос: что в сложившейся ситуации современные туристы могут увидеть во время поездок по Европе? Лес из селфи-палок в Лувре? Засилье баров в Еврейском квартале в Будапеште, из которого разбежались почти все местные жители? И как теперь пройтись по главной площади Праги, без того чтобы вас раз десять не толкнули локтем в бок? А что делать в Барселоне, где, чтобы вас не затоптали толпы отдыхающих, приходится не только обходить главные улицы, но и избегать любых мало-мальски интересных мест? И куда отвести гостя в центре Берлина, если редкий ресторан рассчитывает, что хоть кто-то заглянет туда дважды?

Наплыв туристов — это не просто абстрактное понятие. Его легко можно измерить c помощью конкретных показателей концентрации туристов (количество ночевок туристов на 1 кв. км) и интенсивности (соотношение ночевок в гостиницах и других средствах размещения и постоянного населения города). Посвященный так называемому феномену сверхтуризма доклад ЕС показал, что около 105 направлений страдают от чрезмерного наплыва путешественников — концентрация туристов в них в три раза выше, чем в других регионах, а насыщенность туризма превышает стандартные показатели вдвое. Ожидаемо, что в списке атакованных туристами направлений оказались Венеция, Прага, Париж и Барселона. Но также туда попали Дублин, остров Скай в Шотландии, Копенгаген, португальская Синтра, центр Варшавы и Плитвицкие озера в Хорватии. Эти регионы привлекают меньше туристов, чем традиционные популярные направления, но хуже справляются с наплывом гостей.

Авторы доклада проанализировали опыт 41 города и выбрали несколько лучших практик по борьбе со сверхтуризмом. Прежде всего они предлагают не зацикливаться на массовом туризме и изменить подход к продвижению направлений, перестав говорить путешественникам, что город или курорт рад принять всех желающих в любое время года: необходимо развивать качественный туризм (это всего лишь осторожный способ сказать о привлечении туристов, которые будут тратить больше), избавляться от сезонности, привлекать больше путешественников в менее людные районы, а также создавать специальные экскурсии, которые помогут развести туристские потоки.

Среди городов, успешно справляющихся с бесконтрольным наплывом туристов, называют, например, бельгийский Брюгге — там продумали комплексную стратегию продвижения направления и четко спланировали календарь событий так, чтобы все путешественники не стекались в город в один момент. В Копенгагене пытаются равномерно распределить туристические потоки, запрещая открывать новые бары и рестораны в регионах, где их и так уже предостаточно. В Исландии бум на путешествия стал основным драйвером роста экономики, но в стране стараются продвигать направления, расположенные далеко от популярного и без всякой рекламы «Золотого кольца» (пользующийся популярностью маршрут, предусматривающий посещение Рейкьявика, парка Тингведлир, водопада Гюдльфосс и долины гейзеров Хёйкадалюр).

В прибрежном национальном парке Чинкве-Терре в Италии подошли к решению вопроса инновационно и создали мобильное приложение, которое показывает туристам, сколько путешественников выбрало тот же живописный маршрут, что и они. Правда, пока сложно оценить, сработало ли это.

Но так как количество туристов растет с такой скоростью, что обгоняет любые прогнозы, потенциал таких мягких мер скоро будет исчерпан. Введение высоких туристических налогов едва ли спасет ситуацию. В Европе просто невозможно брать по $200–250 в день, как это делают, например, в Бутане. А на существующие налоги путешественники почти не обращают внимания.

Но есть и менее очевидные способы, которые помогут привлечь «денежных» туристов. Например, Дубровник и греческий остров Санторини ограничили количество туристов, которые могут сойти на берег с прибывших круизных лайнеров. На Санторини это помогло справиться с безумным наплывом путешественников, который почти никак не влиял на экономику острова.

Еще одной очевидной мишенью может стать Airbnb. В Австрии, например, нельзя сдавать через сервис помещения более чем с пятью квартирами в нем. А в Копенгагене власти договорились с представителями сервиса о следующем: домовладельцы могут сдавать жилье только на 70 ночей в течение года, а Airbnb обязан подавать данные о сдаче квартир в налоговую. Такой ход помогает удерживать цены на приемлемом уровне и работает лучше, чем опробованные в нескольких городах Европы попытки полностью запретить сервис.

Но ни одна из перечисленных мер не поможет в борьбе с главным виновником чрезмерного наплыва туристов — доступными и дешевыми авиаперелетами. В докладе Евросоюза есть опросник, с помощью которого можно проверить, угрожают ли городу толпы туристов. Первый вопрос в нем такой: «Находится ли ваш город менее чем в 30 км от аэропорта?».

Города с этим ничего не поделают. Этот вопрос стоит рассмотреть национальным и наднациональным регуляторам, тем более с учетом того, что авиаперевозчики производят едва ли не больше всего парниковых газов в Европе. Возможно, Европе стоит перестать делать исключения для авиаотрасли в вопросе налогов на топливо. Несмотря на то что либерализация рынка авиаперевозок за последние 30 лет — это большое благо, расплачиваться за него приходится наводненным туристами регионам. Можно сказать, что современный высококонкурентный рынок авиаперевозок оказал этим городам медвежью услугу.

Конечно, повышение цен на авиаперелеты в целом или только на конкретные направления никогда не встретят восторгом: многие скажут, что путешествия не должны быть прерогативой богатых, другие заявят, что в первую очередь такая мера ударит по жителям страдающих от туристов городов. Но зато это основное лекарство от переполненности городов и сопутствующей ей потери культурной идентичности. К тому же дорогие перелеты необязательно сделают дальние поездки недоступными для представителей среднего класса или бюджетных туристов — они просто повлияют на процесс принятия решений о том, куда отправиться в этот раз."

Подробнее на РБК:
https://pro.rbc.ru/news/5d08cca69a7947b8dbc5e8b2?from=vitrina_1